Регистрация
Самая важная часть воспитания — образование характера.
Константин Дмитриевич Ушинский
Сейчас на сайте: 5
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://www.reflection1.ru/

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЭСТЕТИКА ЯЗЫКА И РЕЧИ»: 10- 11 КЛАССЫ


Для классов гуманитарного (филологического) профиля был разработан элективный курс «Эстетика языка и речи». Данный курс расширяет знания учащихся о языковом эстетическом идеале как исторически изменчивой категории и духовной ценности, способствует повторению понятий из области эстетики языка и речи, если они введены в основной школе. Особенностью элективного курса является усиление эстетической речевой деятельности, что позволяет осуществлять модель «от представлений о языковом эстетическом идеале - к эстетической речевой деятельности учащихся».

Элективный курс «Эстетика языка и речи» (34 ч.)

Объяснительная записка.

Русский язык в старших классах открывает широкие возможности для раскрытия эстетических возможностей всех уровней языковой системы, отдельных языковых единиц; для создания высказываний, содержащих эстетические оценки языка анализируемого текста, а также оценки проблем языкового эстетического идеала в современном социуме.

Уроки русского языка в старших классах позволяют организовать учебную работу по повышению эстетической направленности изучения русского языка и русской речи, что ведет в конечном итоге к постижению школьниками родного языка как эстетического феномена.

Цель элективного курса - расширение представлений учащихся о языковом эстетическом идеале, об эстетике художественного текста, освоение приемов лингвоэстетического анализа и осмысление личностного языкового эстетического идеала, воплощенного в творчестве русских писателей и поэтов.

Курс призван решать актуальные задачи:

- сформировать представления учащихся о языковом эстетическом идеале как исторически изменчивой и формируемой категории;

- способствовать углублению знаний и представлений учащихся об эстетике языка и эстетике речи;

- расширить знания об изобразительно- выразительных возможностях языковых единиц, эстетической организации художественного текста, механизмах текстообразования художественного текста;

- способствовать совершенствованию коммуникативных умений учащихся и умению производить лингвоэстетическии анализ художественного текста;

- высказывать аргументированно личностную позицию по вопросам воплощения в тексте конкретного писателя представлений о языковом эстетическом идеале;

- способствовать формированию эстетического отношения к русскому языку.

Основные направления работы по формированию представлений о языковом эстетическом идеале в рамках элективного курса:

- углубление терминологического тезауруса учащихся за счет введения новых понятий: эстетическая функция русского языка, эстетическая оценка, языковые эстетические оценки, эмоциональная доминанта текста, эстетическая эмоция, эстетическая оценка как компоненты смысла текста, подтекст, гармоническая организация художественного текста, принципы гармонической организации текста, средства речевой эстетики  текста, эстетическая речевая деятельность и др.;

- обогащение речи учащихся лексическими средствами эстетических оценок языка и речи в ходе анализа авторитетных высказываний об эстетике языка, чтении словарных статей, а также лексикой концептуального поля «прекрасное / безобразное»;

- выявление эстетических функций языковых единиц в результате анализа художественного текста;

- создание монологических высказываний об эстетике языка и речи в жанре сообщений, публичных выступлений;

- анализ художественных текстов с выражением эстетической оценки использования языковых средств и сопоставление с авторитетными эстетическими оценками языка конкретного художника слова;

- подготовка к выразительному чтению и выразительное чтение текстов;

- создание сочинений - рассуждений по проблеме, поднятой в тексте;

- совершенствование созданных учащимися текстов в опоре на природное языковое чутье учащихся.

В результате учебной деятельности и обновления содержания школьного лингвистического образования у выпускников школы происходит формирование следующих представлений, по которым учащиеся приобретут осознанную аргументированную позицию:

- языковой эстетический идеал - высшая духовная ценность, воплощение представлений русского человека о красоте, гармонии и совершенстве мира, родной природы, человека, родного языка;

- языковой эстетический идеал - исторически изменчивая категория: изменения в общественной жизни и языкового эстетического вкуса носителей языка приводят соответственно к изменению или смене общественного языкового эстетического идеала;

- языковой эстетический идеал - постепенно складывающийся и имеющий национальную специфику феномен: становление национального русского языка шло параллельно с выработкой языкового эстетического идеала;

- специфика национального языкового эстетического идеала обусловлена его связью с нравственным идеалом: для русского человека эстетические понятия всегда неразрывно связывались с нравственными представлениями («Красивая образная речь не может быть глупой речью» (В. Белов);

- эстетический идеал, воплощенный в художественном словесном творчестве, может становиться идеалом пользования языком на определенном этапе развития общества и критерием общественного языкового вкуса («В лице Пушкина поэзия впервые явилась... воспитателем художественного, эстетического вкуса общества» (Т.Н. Волков);

- языковой эстетический идеал определяет эстетический вкус и эстетические оценки носителей языка, характеристика языкового эстетического идеала определяется поразному в зависимости от среды пользования языком и требований, предъявляемых к употреблению речевых средств в разных ситуациях общения.

В этом плане можно говорить о том, что формирование и развитие у школьников языкового эстетического идеала и эстетического отношения к родному русскому языку осуществляется в совокупности с решением задач мировоззренческого и культуроведческого плана, и что особенно важно с духовно- нравственным воспитанием учащихся.

Структура программы.

Программа включает следующие разделы:

Введение

Раздел I. Становление и формирование представлений о национальном языковом эстетическом идеале;

Раздел П. Языковой эстетический идеал - высшая духовная ценность;

Раздел III. Речевая эстетика и эстетическая организация художественного текста; Раздел IV. Эстетическая речевая деятельность; Умения; Практические методы.

Содержание элективного курса

Введение. Понятие об эстетическом идеале. Языковой эстетический идеал. Понятие о языковой и речевой гармонии.

Раздел I. Становление и формирование представлений о национальном языковом эстетическом идеале.

Языковой эстетический идеал - исторически изменчивая категория. «Плетение словес» в русской риторической традиции. Теория трех штилей М.В.Ломоносова. Критика церковнославянского языка (В.А. Тредиаковский, Н.М. Карамзин и др.). Дискуссия о «новом» и «старом» слоге (языковая полемика «карамзинистов» и «шишковистов»). Роль А.С. Пушкина в формировании представлений о национальном языковом эстетическом идеала: оценка «роскошного слога» Карамзина, формулирование «принципов истинного вкуса» (сообразности и соразмерности, благородной простоты и др.), опора на эстетику народного языка. Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой в оценке эстетики языка произведений А.С. Пушкина. Представления о языковом эстетическом идеале в оценочных высказываниях В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, СТ. Аксакова, И.С. Аксакова, А.П. Чехова. Языковые эксперименты эпохи Серебряного века (В.Хлебников и др.). Эстетика огненного «революционного языка» (A.M. Селищев).

Раздел II. Языковой эстетический идеал - высшая духовная ценность.

Русский язык как эстетический феномен. Эстетические свойства русского языка. Языковые эстетические оценки. Критерии эстетической оценки речи. Представление об эстетическом идеале в устном народном словесном творчестве. Эстетика народного языка в оценке А.С. Пушкина, В.И. Даля. Связь языкового эстетического идеала с этическим идеалом. Понятие о личностном эстетическом идеале художника слова и его роли в формировании общественного языкового эстетического вкуса и требований к речи.

Раздел III. Речевая эстетика и эстетическая организация художественного текста.

Художественный текст как система языковых, культурных, эстетических и духовных смыслов, сложно построенный смысл. Подтекст как глубинный смысл текста, языковые средства его выражения. Эстетические свойства речевой эстетики текста: благозвучие, образность, эмоциональность, экспрессивность, лаконичность, динамичность, местность употребления языковых средств. Контурные средства языка (повтор, порядок слов, логическое ударение) в повышении выразительности и эмоциональности текста. Эстетическая организация художественного текста (ритмомелодика, наличие гармонического центра, принципы отбор слов, их гармоничное сочетание и расстановка, расположение в тексте, композиционные приемы).

Симметрия и ассимметрия как принципы эстетической организации текста. Гармонический центр как выделение художественно- эмоциональной и подтекстовой информации.Прямой и инверсированный порядок слов как средство повышения выразительности текста и создания упорядоченности и ритмичности языковых средств. Повтор языковых средств как композиционный прием эстетический структуры текста. Параллелизм синтаксических конструкций как эстетический фактор. Противопоставление, сопоставление языковых средств как композиционные приемы эстетической организации текста.

Раздел IV. Эстетическая речевая деятельность.

Понятие об эстетической речевой деятельности и ее продукте - художественном тексте.

Восприятие и анализ художественного текста. Создание высказываний в художественном и публицистическом стилях.

Творческие работы оценочного характера: сочинение - отзыв, рецензия.

Выразительное чтение художественного текста.

Умения.

Определять:

черты, составляющие эстетику художественного текста;

языковые средства создания подтекста;

принципы эстетической организации художественного текста;

эмоциональную доминанту художественного текста;

повтор языковых средств как экспрессивное средство и фактор эстетической организации текста;

параллельность следования частей текста как эстетический фактор;

языковые и композиционные средства, участвующие в передаче ритма;

находить языковые средства, создающие гармонический центр текста;

проводить элементарный лингвоэстетический анализ текста;

давать эстетическую оценку языку текстов;

владеть приемами выявления эстетического содержания и эстетической организации языковых средств в тексте;

создавать сочинения, написанные как художественный текст по ассоциациям, на основе личного эстетического и жизненного опыта;

создавать сочинения - эссе и рецензии с осуществлять эстетический речевой контроль над создаваемым текстом;

устранять нарушения речи, связанные с недостаточно развитым эстетическим вкусом, с целью совершенствования ее;

сопоставлять образцовый текст с созданным собственным текстом на эту же тему и совершенствовать текст.

Практические методы.

Наблюдение над языковыми средствами выразительности в художественном тексте.

Лингвоэстетический анализ текста.

Создание текста как художественное произведение с учетом эстетических критериев.

Сочинение - эссе, сочинение - рецензия, сочинение - отзыв.

Самостоятельный отбор текстов - образцов.

Составление вопросов к тексту, направленных на выявление эстетических особенностей текста.

Редактирование, совершенствование черновиков, сопоставление вариантов отредактированных текстов.