Регистрация
Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок
Артур Шопенгауэр
Сейчас на сайте: 2
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://www.reflection1.ru/

Материалы для сочинений малой формы


Развитие связной речи учащихся в контексте всей системы работы по русскому языку может осуществляться путем устных и письменных высказываний малой формы. Изложения и сочинения небольшого объема способствуют формированию языковой и речевой компетенции школьников.

 

Миниатюры по текстам Ю. Бондарева из цикла «Мгновения»

Текст можно разделить на микротемы, по одной из которых провести изложение-миниатюру, другая послужит текстом для диктанта. В зависимости от конкретных условий, обученности учащихся задания коммуникативно-речевого плана к изложениям-миниатюрам могут быть изменены. Может быть предложено написать творческую работу по первой строке Мастера-писателя (может предлагаться не только первая строка, но и последнее предложение или другой отрывок). Тексты, содержащие дискуссионный момент, можно использовать для отклика-резюме по итогам дискуссии.

Оружие (7 класс)

Когда-то, очень давно, на фронте, я любил рассматривать трофейное оружие.

Гладко отшлифованный металл офицерских парабеллумов отливал вороненой чернотой, рубчатая рукоятка как бы сама просилась в объятия ладони, предохранительная кнопка легко сдвигалась, освобождая золотистые патроны к действию, - во всем готовом к убийству механизме была чуждая томящая красота, какая-то тупая сила призыва к власти над другим человеком, к угрозе и подавлению.

Браунинги и маленькие вальтеры поражали своей игрушечной миниатюрностью, никелем ствольных коробок, пленительным перламутром рукояток, изящными мушками над круглыми дульными выходами – в этих пистолетах все было удобно, аккуратно, все сияло женственной нежностью, и была ласковая смертельная красота в легких и прохладных крошечных пульках.

Тогда, более тридцати лет назад, я многого не понимал и думал: наше оружие грубее немецкого, и лишь подсознательно чувствовал некую противоестественность в утонченной красоте орудия смерти, оформленного, как дорогая игрушка, руками самих людей, смертных, недолговечных.

Теперь же, проходя по залам музеев, увешанных оружием всех времен – пищалями, саблями, кортиками, кинжалами, секирами, пистолетами, - видя роскошную инкрустацию оружейных лож, бриллианты, вправленные в эфесы, золото, сверкающее в рукоятках мечей, я с тошнотворным чувством сопротивления спрашиваю себя: «Почему люди, подверженные, как и все на земле, ранней или поздней смерти, делали и делают оружие красивым, даже изящным, подобным предмету искусства? Есть ли какой-нибудь смысл в том, что железная красота убивает самую высшую красоту творения – человеческую жизнь?»

Вопросы для обсуждения.

  1. Какую проблему поднимает автор в этом тексте?
  2. Какой ответ на вопрос дадите вы?
  3. Чем вы мотивируете свою точку зрения?

 

 

Звезда детства (8 класс)

Серебристые поля сверкали в темном небе над спящей деревней, и одна из звезд, зеленая, по-летнему нежная, особенно добро мерцала мне из далеких глубин Галактики, из запредельных высот, двигалась за мной, когда я шагал по пыльной ночной дороге, стояла меж деревьев, когда я остановился на опушке березняка, в прохладе тихой листвы, и смотрела на меня, лучась родственно, ласково из-за черной крыши, когда я дошел до дома.

«Вот она – думал я, - это моя звезда, вся теплая, участливая звезда моего детства! Когда я видел ее? Где? И может быть, на этой звезде будет последняя моя юдоль, где примут меня с той же родственностью, которую я ощущал сейчас в ее добром, успокоительном мерцании?»

Не было ли это общение с вечностью, разговор с космосом, что до сих пор все-таки пугающе непонятен и прекрасен, как таинственные сны детства…

Вопросы для обсуждения.

1.      Как вы понимаете слова автора «звезда детства»?

2.      Какие мысли вызывает у вас текст?

3.      О чем вы думаете, когда смотрите на ночное звездное небо?

 

Чудо (9 класс)

Кто может объяснить, каким образом рождается поэзия самой поэзии?

Можно говорить о ритме, рифме, единственном «золотом» эпитете, о «серебряном» парадоксе, о неожиданном алогизме, однако не это рождает чудо. Чудодейство, наверное, исходит от того умонастроения, от того чувства печали и надежды, которое разлито по всей вещи и насыщает собой каждое слов художника, забывшего назвать себя талантом.

Так или иначе, остается неразгаданной поэтическая тайна, красота и прелесть непревзойденного шедевра мировой литературы «Слово о полку Игореве».

Вопросы для обсуждения.

  1. Какую тему затронул автор в этом тексте?
  2. Как он сам ответил на вопрос, поставленный в начале текста?
  3. Какие средства художественной выразительности использует Ю. Бондарев, чтобы ярче подчеркнуть основную мысль?
  4. Какой ответ на вопрос дадите вы?

 

 

Частица (9 класс)

Однажды на рассвете проснулся под непрерывный шум деревьев за окном и с трепетом и удивлением подумал: кто же задолго до меня рождался и умирал в моем роду? Кто жил, любил, надеялся, страдал в бесконечной череде моих далеких и близких предков по женской и мужской линии – моей матери, отца, деда, прадеда, моих дядей, сестер, братьев и многих, многих тех, чья родственная толика сообщена теплу моей крови?

Едино ли все это? И есть ли это все во мне?

Раз так, значит, я частица огромного целого, всего моего рода, уходящего далеко назад, во тьму тысячелетий.

Вопросы для обсуждения.

1.      Какова тема и основная мысль текста?

2.      Почему миниатюра названа «Частица»?

3.      Продолжите размышления автора. Выразите отношение к проблеме, поднятой в тексте.

 

 

Мокрая монета (10 - 11 класс)

Ностальгия – это чувственная память прожитого, молодой поры жизни, это возвращение к себе, к истокам, к чистоте, может быть, даже тщетная погоня за самим собой в ожидании не такого уж далекого прощания со всем сущим.

Что же приносит настоящее блаженство – путь через разум к ощущению или через ощущение к разуму?

Возвращаясь к прошлому, я хорошо сознавал и чувствовал, что невозможно в жизни повторить самого себя и одновременно то, что прошло солнечным светом в годы незабвенные.

Но воспоминание о мокрой монете, пятикопеечной сдаче, когда знойным июльским днем, ожидая увидеть в тени аллеи мельканье ее легонького платья, я покупал стакан холодной, колющей в нос газировки под душными от жары акациями парка культуры, приносит мне счастье довоенной поры.

Вопросы для обсуждения.

  1. Почему эта лирико-философская миниатюра так называется?
  2. Что приносит, по мнению автора, настоящее блаженство?
  3. Действительно ли воспоминания играют в жизни человека такую большую роль? Аргументируйте свое мнение.

 

 

Непостижимое (10 – 11 класс)

Всякий раз в утренние часы осенью, когда я выхожу в опустевший, покинутый птицами сад и один хожу меж яблонь по шуршащим тропинкам, по желтым островам листьев, когда вижу на мокрой траве сквозные лучи низкого солнца, вдыхаю уже северную свежесть осеннего холодка, сырость земли от поредевших клумб, где в конце лета распустились георгины и флоксы, эти предвестники зябких поздних зорь, то меня охватывает сладкая тревога предупредительного звонка на вокзале моей жизни и мучает, не покидает сознание того, что где-то есть обетованные края, прозрачная синева, тепловатые туманы морских побережий, незнакомые улицы далеких городов, пестрые витрины на пустынных ночных набережных, которые я должен обязательно увидеть.

Почему в сентябрьскую пору я чувствую беспокойство, желание ехать куда-то в поисках неизведанной благодать эдемских земель, чужих садов?

Может быть, все это потому, что осенние утра особенно тихи, влажны, свежи, покойно солнечны и скупая их красота непостижима.

Вопросы для обсуждения.

1.      Что заставило автора задуматься о «неизведанной благодати»?

2.      Как автор отвечает на поставленный в произведении вопрос?

3.      Почему миниатюра называется «Непостижимое»? Какой неожиданный вывод делает автор?

4.    Согласны ли вы с мнением автора? Попробуйте продолжить его размышления.